Владимирский тяжеловоз — особенности рабочей породы лошадей

Впрочем, характеристика советской, бельгийской, французской и других пород тяжеловесов всё же не столь однозначна в их определении.

Экстерьер

Среди основных, часто встречающихся в типе отечественных тяжеловозных лошадей мастей встречаются рыжая, гнедая и бурая, распространены также рыже-чалая и гнедо-чалая. Редко удается встретить российского тяжеловоза вороного окраса. Грива и хвост умеренно оброслые.

Самые крупные среди тяжеловозных отечественных пород лошади имеют свои отличительные внешние признаки:

  • вырастают эти представители до 1,6 — 1,7 м в холке, при этом набирая живой вес от 0,7 до 1,0 т;
  • пропорционально сложенная голова обычных размеров, шея мускулистая, холка широкая,
  • спина достаточной ширины, с ровным поясничным отделом, часто мягкая, позволяющая использовать животное под седлом в качестве верховой,
  • корпус раздвоенный, свислый,
  • правильных форм крепкие копыта.

Среди особенностей отечественной тяжеловесной линии можно выделить короткие бедра и больших размеров скакательные суставы, слегка вытянутые лопатки и широкую пясть. В некоторых случаях среди представителей советских тяжеловозов встречаются особи косолапые и саблистые. Хоть такие дефективные признаки и не сказываются на рабочих характеристиках животных, подобных лошадей не используют для племенного разведения.

Советский тяжеловоз на фотографиях демонстрирует крепко сложенную конституцию практически всех породных представителей. Лишь у единиц можно наблюдать рыхлость телосложения.

Введение

Считается, что процесс приручения диких лошадей проходил на протяжении не менее 500 тыс. лет, и роль лошади в жизни человека претерпевала изменения. Вначале лошадь использовалась как продуктивное животное (для получения мяса и молока). Использование же ее под седлом и в упряжи произошло относительно недавно.

Заставив лошадь работать на себя, человек осознал свою зависимость от этого помощника и друга — ведь зачастую урожайность сельскохозяйственных культур зависела от ее силы и работоспособности.

За последнее время, в связи с ростом механизации, у некоторых специалистов сельского хозяйства сложилось мнение, что живое тягло можно заменить техникой и что поэтому следует в настоящее время сосредоточить внимание на разведении лишь спортивных лошадей для нужд страны и экспорта. Однако жизнь опровергает это. В нашей стране насчитывается свыше 3 миллионов рабочих лошадей, среди них и советский тяжеловоз.

Читайте также:  Описание породы утки Гоголь, ее фото и видео обзор

В XX в. во всем мире наблюдается снижение поголовья лошадей, так как был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Можно с уверенностью сказать, что численность лошадей меняется в точном соответствии с происходящими общественными и социально-экономическими процессами,

1. Основные сведения о породе

Советский тяжеловоз — совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство — это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы — самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.

Советский тяжеловоз — это порода крупных (высота в холке около 160 см) тяжелоупряжных лошадей, выведенная путем скрещивания улучшенных рабочих кобыл с жеребцами брабансонами. При мощном костяке и сильно развитой мускулатуре советские тяжеловозы отличаются большей сухостью телосложения и меньшей требовательностью к условиям содержания и кормления, чем брабансоны. Обладают энергичным темпераментом, хорошими движениями на шагу и рыси, большой грузоподъемностью. Кобылы характеризуются высокой молочной продуктивностью. Более 85 % лошадей имеют рыжую или рыже-чалую масть, около 12 % — гнедую и гнедо-чалую. Изредка встречаются вороные и бурые. Советских тяжеловозов разводили в Починковском и Мордовском конных заводах и на племенных фермах колхозов Ярославской области. Жеребцов используют как улучшателей местных лошадей в Европейской части страны и на Алтае

Русский тяжеловоз

Правильное название такой породы лошадей «русская тяжеловозная». Выведена на рубеже 19-ого и 20-ого веков русскими учёными. Получилась новая порода путём поглотительного скрещивания двух пород – русской упряжной и бельгийского ардена.

Русский тяжеловоз

Признаки бельгийского ардена стали доминировать, в результате чего получилась порода тяжеловозных лошадей с такими отличительными признаками:

  • Имеют невысокий рост, но при этом у них сильно развита мускулатура;
  • Имеют густые гривы и хвосты, но при этом на ногах совсем нет волосяного покрова, только в районе копыт;
  • Имеют толстую шею, на которой чётко выражен гребень;
  • Довольно короткие ноги, благодаря чему могут перевозить довольно тяжёлые грузы. Отлично подходят для работы на неровных местностях.
Русский тяжеловоз

Официально эта порода была зарегистрирована в 1952 году. Используются для сельских работ, а также для улучшения выносливости обычных лошадей.

Русский тяжеловоз

Разведение и сферы применения на современном этапе

Этих лошадей до сих пор используют в некоторых частных хозяйствах в различных регионах страны. Однако массовая необходимость тех или иных отраслей в наличии этих поистине «железных» конях давно прошла, что постепенно привело к серьезному снижению численности поголовья.

Читайте также:  Инкубатор из холодильника: пошаговая инструкция, фото- и видеообзор

Работы по селекции и усовершенствованию породы ведутся и сейчас, но чистопородных маточных особей практически не осталось, не более 100-120 маток и 20-30 здоровых производителей. Поэтому многие специалисты бьют тревогу относительно будущего этого отечественного вида лошадей, порода фактически находится на грани исчезновения.

Спасает ситуацию только яркая внешность и атлетичные данные этих животных. Над улучшением именно этих показателей и работают селекционные лаборатории. Владимирский тяжеловоз все активнее используется в туристическом секторе для различных переходов и спортивной охоты.

Еще одна область применения — городские парки и скверы. Эффектная внешность и покладистый характер лошадей позволяют наряжать их и запрягать красивыми каретами, в которых охотно катаются горожане и гости городов и активно фотографируются на их фоне. В последние годы приобретают популярность и спортивные соревнования на тяжелых животных, причем используют их как в дисциплинах по перевозке грузов, так и в скоростных скачках.

Красота в сочетании с высокой силой делает эту породу уникальной и удивительной, поэтому перспективы и далее радовать своих немногочисленных отечественных владельцев у владимирских тяжеловозов определенно имеются.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

История создания

Селекционеры создали такой замечательный вид животных путем скрещивания нескольких пород. Вывод данного типа был затруднен, тат как это происходило путем скрещивания местных представителей и коней Бельгийской или Французской крови, что значительно утрудняло весь процесс. Впервые по официальным данным, создать такой вид удалось ветеринарам из Уральских краев, так как скрещивание происходило с участием местных пород животных. С годами каждый селекционер привносил свои изменения, днк показатели смешивались, что было нацелено на выведения нетребовательного, но рабочего вида.

Читайте также:  Виды и применение кормовых добавок для животных

Лошадей породы Русский Тяжеловоз в то время уже признавали как одну из лучших пород в своей сфере. После того как закончилась революция и на смену пришла стабильность, изучением и разведением Русских Тяжеловозов занялись еще серьезней. Уже в 1930-х годах в России был окончательно презентован данный вид.

Хотя не все хозяева и фермеры признавали преимущества животных, в связи с тем, что у них был слишком маленький рост, что в то время было непривычно для содержания и недопустимо. На этом эксперименты не закончились, и уже через 20 лет вопрос с ростом был решен.

Второе название животные получили достаточно интересное и запоминающееся: Русских Тяжеловозов также называют Арденами, что достоверно связанно с корнями.

Разновидности породы

Основная часть поголовья тяжеловозных коней была размещена на Починковском и Мордовском конезаводах. Там проводили тренировки, выводили свежий молодняк, предназначавшийся специально для транспортировки тяжелых грузов в сельскохозяйственных целях.

Видимо, разные условия проживания и подходы к селекции стали причиной появления двух разновидностей одной породы, каждая из которых обладала свойственными только ей различиями.

  1. Лошади, разведенные на Починковском заводе, стали наиболее типичными представителями тяжеловозных пород. У них большая масса тела, вытянутый корпус, длинные ноги.
  2. Кони, выведенные на Мордовском конезаводе, имеют остаточные качества английских предков — компактный скелет.

Рекордные показатели животного

Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике. Несколько впечатляющих рекордных показателей:

Посмотрите также

Характеристики лошадей ахалтекинской породы и правила содержания, сколько стоитЧитать

Рекордные показатели животного

Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд. Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.

Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.