Конская упряжь: самые популярные виды сбруй для лошадей

Каждая часть упряжи должна отличаться прочностью, универсальностью, а также легкостью, простой в процессе ухода и ремонта. Поскольку чаще всего сбруя изготавливается из особой мягкой сыромятной кожи, то к ней требуется определенный уход. Следует знать, что от качества ремней зависит безопасность езды.

История появления сбруи

Согласно историческим данным, люди начали использовать конскую сбрую примерно во 2-м тысячелетии до нашей этой. По крайне мере об этом свидетельствуют элементы упряжи, найденные в древних захоронениях. Впрочем, многие исследователи склонны предполагать, что древние люди стали использовать упряжь еще раньше.

В древности владельцы лошадей большое внимание уделяли не только качеству упряжи, но и ее внешнему виду. Дело в том, что по художественному оформлению этого конского снаряжения можно было определить социальный статус владельца.

Мода на красивую упряжь прошла в Средние века. В то время угла ставился функционал. Лошадей стали использовать в основном для перевозки тяжелых грузов. Никому в голову не приходило просто так кататься на этих животных.

Примерно с середины 16-го века упряжи для лошадей стали снова делать красивыми и качественными. Объясняется вхождением в обиход людей карет и открытых конных экипажей.

К сожалению, сегодня конная сбруя полностью утратила свое значение. Техника полностью вытеснила лошадей из хозяйственной деятельности человека. Их используют в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Оглобельно-дуговая запряжка

До того, как запрягать лошадь таким способом, нужно обязательно проверить повозку или сани.

Также подлежат внимательному осмотру гужи на хомуте. Их длину нужно отрегулировать таким образом, чтобы при запряжке животного супонью была возможность стянуть клещи хомута и прикрепить на оглоблях дугу. Далее на лошадь нужно надеть уздечку, застегнуть ремень на подбородке, а в рот вставить удила.

Если Вы запрягаете лошадь на морозе зимой, то удила нужно сначала согреть теплом ладони, а уже потом вставлять лошади в рот. После на животное нужно надеть седелку, причем двигать ее надо по направлению роста шерстки от холки к спине.

После этого нужно пристегнуть подпругу к горту седелки. Хомут нужно надевать клещами вверх на голову. Повернуть хомут клещами вниз нужно только после того, как голова полностью пройдет через отверстие хомута.

Обязательно нужно делать это по направлению роста гривы. Далее следует расправить шлею и достать из-под шлеи и хомута хвост и гриву.

После выполнения всех этих действий в одну руку следует взять повод уздечки, а в другую – вожжи, дугу, подбрюшник и чересседельник и так выводить лошадь из конюшни.

Перед тем, как запрячь животное, на левую оглоблю следует надеть подбрюшник и чересседельник так, чтобы интервал между ними и концом оглобли был приблизительно 40 – 50 см. После этого нужно положить оглоблю на левый гуж хомута. Должна образоваться петля, в которую необходимо продеть ветвь дуги, а саму дугу перенести через шею лошади.

нужно поднять правую оглоблю с земли, приложить ее к правой ветви дуги и обхватить конец дуги через оглоблю сверху гужом. Расстояние между дугой и концами оглобли должно быть одинаковым.

Супонь нужно обматывать дважды вокруг клещей хомута и затянуть ее так, чтобы клещи сошлись. В случае необходимости, для того, чтобы стянуть супонь, можно упереться в правую клещу ногой, а супонь затянуть силами рук и корпуса.

Далее следует обмотать супонь еще один раз, а ее свободный конец нужно просунуть между клещами и супонью и протянуть его под супонь. Протягивать супонь нужно так, чтобы оставалась небольшая петелька. Потом нужно протянуть конец супони в обратную сторону, а оставшийся конец обмотать вокруг петли.

Делать это нужно для того, чтобы, в случае необходимости, супонь можно было распустить всего одним движением. После того, как Вы затянете супонь, нужно проверить крепко ли держится на оглоблях дуга. Для проверки нужно всего лишь удалить рукой дугу, она не должна отклоняться.

Если же дуга держится плохо, то ее нужно снять и укоротить гужи.

В случае невозможности стянуть клещи, то гужи нужно наоборот прибавить. Важно проследить за тем, чтобы шея лошади не стягивалась хомутом. Чересседельник нужно продеть через седельные кольца, пропустить его под оглоблю справа и подтянуть так, чтобы между хомутом и холкой, хомутом и шеей можно было вставить 2-3 пальца.

Читайте также:  Как сделать раскол для обрезки копыт КРС своими руками

Конец чересседельника нужно обмотать вокруг оглобли, при этом также нужно оставить петлю для быстрого распускания.

Также интересно прочитать про лучшие масти лошадей

Подбрюшник нужно пускать через шлевку подпруги, туго подтянув к оглобле справа.

Повод нужно скрестить и перебросить через шею, продевая в дуговое кольцо. Повод можно пропускать только с одной стороны там, где нет гривы.

Для этого нужно протянуть его через уздечный ремень на подбородке, а конец продеть через дуговое кольцо, обматывая вокруг дуги или прямо привязывая к правой оглобле.

Подов не должен создавать препятствий для движений головы.

Вожжи нужно протягивать поверх гужей чересседельника с обеих сторон шеи и пристегнуть их к удильным кольцам.

Упряжь для лошади

Упряжью называют множество приспособлений, с помощью которых лошадь тянет телегу, повозку. Опытный хозяин подгоняет упряжь для конкретного животного так, чтобы ему было удобно двигаться.

  • Первым и главным элементом упряжной системы является узда – несколько ремней, соединенных между собой. Ремни подтягивают или ослабляют так, чтобы под ними можно было поместить пальцы, сложенные вместе; под подборным ремнем свободно проходить рука, сложенная в кулак; удила чуть-чуть приподнимают краешки губ скакуна.
  • Хомут – сложная деталь, в которую входит восемь элементов. Он необходим, чтобы передать тягловую силу лошади повозке. Для подбора хомута животному необходимо измерить деревянным метром расстояние от шеи от холки до плечевого сустава. К полученным измерениям добавляются погрешности: если хомут предназначен для воза – 5-8 сантиметров, для пахоты – 3-6 сантиметров. Измерение шеи коня производится специальным циркулем в самом широком месте. Если хомут подобран правильно, то ладонь должна свободно проходить под хомутом, под верхнюю часть приспособления можно просунуть два пальца. Если хомут большой, то он ложится на лопатки и уменьшает тягловую силу коня. Если же он, наоборот, маленький, то он сдавливает шею лошади, мешая ей свободно двигаться. У хомута обязательно должна быть мягкая подкладка, чтобы суровая кожаная основа приспособления не натирала шею лошади, которую нужно чистить после каждой запряжки. Кстати, перед тем, как одеть хомут на шею, нужно расправить гриву, чтобы она не попала под него. Опытные хозяева во время дождя накрывают хомут непромокаемой тканью: это предохраняет кожу животного от потертостей.
  • Шлея удерживает хомут в тот момент, когда животное спускается по наклонной дороге или резко тормозит.
  • Деталь седелка закрепляет через чересседельник, представляющий ремень, всю запряжку и передает силу на лошадиную спину. Седелка может быть горбатой или лежачей, что зависит от степени упитанности животного.
  • Закрепляет седелку деталь — подпруга.
  • Под ней проходит ремень, затянутый петлей на краях оглобли. Это подбрюшник, который не дает деталям перемещаться по телу.
  • Чтобы заставить животное слушаться нужны вожжи, пристегнутые к удилам.
  • Хомут скрепляется со всей упряжью дугой, которая уменьшает вибрацию, возникающую на холмистой дороге.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

Упряжь для быков

В хомуты входят:

  • Пара клещей;
  • Подушка;
  • Пара гужей;
  • Хомутина;
  • Покрышка;
  • Супонь;
  • Горт;
  • Подкладка.

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Изготовление телеги своими руками

Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем. Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

Читайте также:  Бизнес на инкубации яиц сельскохозяйственных птиц

Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей. В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.

В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

Изготовление телеги своими руками

Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

Можно дать ещё несколько полезных советов:

  1. Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
  2. Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
  3. Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.

Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

Процесс изготовления разных видов телег для лошади

Жизнь современного сельского жителя сопряжена с ведением домашнего хозяйства. И лошадь, как главный помощник, до сих пор успешно конкурирует с таким техническим агрегатом, как трактор. Заготовка сена, сбор молока, перевозка строительных материалов или просто передвижение по бездорожью не представляется возможным без телеги. В нее могут запрягаться как тяжелоупряжные породы, так и легкоупряжные. В этой статье будет рассмотрен очень важный вопрос – как сделать телегу для лошади своими руками.

Понятие телеги, виды

Телега – это повозка, в которую впрягают крупный рогатый скот и лошадей. Часто телегу называют гужевой повозкой. Этот вид транспорта имеет полное право перемещаться по дорогам общего пользования, там, где правила дорожного движения этого не запрещают.

Существует несколько видов телег для коней:

Дроги – это телега без кузова. Как правило, это достаточно длинная повозка. Полок – довольно устаревшее название телеги, которая имеет плоский настил и используется для перевозки габаритных предметов. Тележка – это повозка небольших размеров, которая имеет сиденье, а также козлы – место, где сидит извозчик.

Дрогги

Следует отметить, что существуют также декоративные телеги – экипажи. Управление экипажами используется в основном для прогулок, фотосъемки и пр.

Основные узлы

Ход и кузов – это основные составляющие телеги для лошади. Ход – это все элементы механизма, которые приводят в движение телегу. Кузов – это собственно прицеп или повозка и ее составные части.

Читайте также:  Какая нужна сетка для клетки кроликов: размеры

Поворотный узел

В прошлые времена все элементы телеги были преимущественно деревянными. Даже колеса выполнялись из дерева. Сегодня, благодаря большим возможностям, многие детали телеги выполняются из металла.

Ход состоит из следующих элементов:

  1. Оси – передняя и задняя. На каждой оси имеются так называемые надосники, которые усиливают ось.
  2. Колеса – два на передней оси и два – на задней. Следует отметить, что часто передние колеса выполняют меньшего радиуса, относительно задних колес.
  3. Стойки – передняя и задняя – функционально выполняют роль амортизаторов.
  4. Роспуск – элемент, который обеспечивает связь между осями. Роспуск крепится к стойкам, с одной стороны, наглухо, с другой – с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. К передней оси крепятся оглобли.

Назначение, выбор материала

Прежде чем приступить к изготовлению телеги своими руками, следует определиться, для каких целей она будет использоваться, так как, например, для заготовки сена необходимо выполнять элементы телеги из пиломатериала, причем важным в этом вопросе будет выбор древесины. Обычно в этих целях применяют хорошо просушенные лиственные породы. Сосна для этого не подходит.

Если же лошадиная телега будет использоваться преимущественно для перевозки габаритных тяжелых грузов – необходимо применять прочные материалы, такие как, например, металл и пр. Для самостоятельного изготовления телеги, используемой в прогулочных целях, можно использовать декоративные материалы, например, пластик.

Материал из металла

Для изобретателя, который любит мастерить своими руками, не составит большого труда ответить на вопрос: «Как сделать телегу для лошади»? Эта задача под силу любому, кто готов потратить некоторое количество времени, немного поразмыслить над решением и подыскать необходимый материал, например, ненужные в хозяйстве элементы от автомобиля, велосипеда или старой коляски.

Размеры

Важный момент в этом вопросе – размеры телеги. Наши предки придерживались примерно такого размерного соотношения – длина телеги – 3 м, ширина – 1,5 м. Высота может варьироваться от 0,5 м до 0,7 м. Можно довериться опыту времен и принять такие размеры повозки за основу.

Уход за конной упряжью

После снятия амуницию следует тщательно осмотреть на предмет возможных повреждений. Упряжь контактирует с кожей животного, а потому пропитывается потом, еще на ней оседают дорожные пыль и грязь. Все загрязнения тщательно стирают влажной губкой, а затем сбрую просушивают, после чего намазывают специальным воском.

Раз в две недели все ремни промазывают седельным маслом, иначе они начнут трескаться. Не использующуюся упряжь развешивают на специальных стойках в хорошо проветриваемой комнате и тщательно расправляют, чтобы не образовывалось заломов.

Уход за конной упряжью

При должном уходе упряжь прослужит не один год

Как правильно оседлать лошадь

Катание верхом на лошади — это непростое, но увлекательное занятие. Ему нужно обучаться. А до того как сесть на коня, его следует оседлать. Если всё делать правильно, верховая езда очень скоро будет доставлять удовольствие и вам, и животному. О частях упряжи, важных моментах седлания и езды на коне мы расскажем в статье.

Процесс седловки дикой лошади смогут осуществить лишь опытные наездники. Вряд ли это с первого раза удастся новичкам. Вот некоторые рекомендации, которые помогут осуществить эту нелёгкую задачу:

  1. Поскольку дикое животное хорошо улавливает эмоции и настрой человека, то подходить к нему нужно без страха, уверенно и обязательно спокойно. Страх и раздражённость передадутся коню, и тогда контакта с ним не выйдет.
  2. При подходе к лошади следует избегать зрительного контакта. Приближение нужно сопровождать ласковыми словами, произносимыми негромким голосом.
  3. Подход следует осуществлять постепенно с левой стороны, избегая резких движений и не прекращая раздавать похвалы животному.
  4. Медленно подставить руку к морде коня, чтобы он мог её понюхать.
  5. Осторожно погладить её гриву, спину по росту шерсти.
  6. Если всё вышеперечисленное лошадь позволила вам осуществить, значит, можно приступать к её седловке. Если же при прикасании к телу непарнокопытное изъявляет недовольство, то седлать его не стоит. Лучше вернуться к этому позднее.

До того как приблизиться к дикому коню, можно погладить другого непарнокопытного. Учуяв запах сородича на ваших ладонях, вероятнее всего, конь быстрее пойдёт на контакт.

Таким образом, человеку, который собирается ездить на лошади, нужно научиться контактировать с животным, осуществлять его чистку, одевать уздечку и седло, а также правильно давать посылы, управляющие движениями животного. Если все эти действия делать грамотно, то процесс езды будет комфортным как для наездника, так и для коня.